Лента новостей

"С негативом сталкиваюсь каждый день" – откровения кондуктора "зеленого" автобуса

"С негативом сталкиваюсь каждый день" – откровения кондуктора "зеленого" автобуса

Тема работы общественного транспорта в последние месяцы стала одной из самых обсуждаемых в Семее. Горожане активно муссируют ее в социальных сетях, некоторые адресуют вопросы напрямую в отдел транспорта и ЦУПП, но больше всех "попадает", пожалуй, кондукторам. Ведь именно они каждый день имеют непосредственный контакт с пассажирами, многие из которых недовольны тем, что происходит сегодня в сфере городских пассажирских перевозок. Корреспондент Arnapress.kz решил побеседовать с одним из кондукторов "зеленых" автобусов и узнать, как проходит их рабочий день и с какими трудностями они сталкиваются.

Виктория (имя изменено по просьбе собеседницы), ежедневно пользуясь услугами общественного транспорта, знала, что работа кондуктора – не из легких. А после последних нововведений представителям этой профессии приходится сталкиваться с негативом чуть ли не каждый день. Несмотря на это, Виктория решила устроиться на эту работу и вот уже около месяца она является кондуктором в ТОО "Semey Bus".

– Теперь ваше рабочее место – автобус. Вы проводите в нем практически весь день. Скажите, на ваш взгляд, эти "зеленые" автобусы удобны для людей?

– Маленькие "зеленые" автобусы не практичны для людей, так как они холодные, пол у них металлический и ступеньки высокие. И кондукторам неудобно работать: когда много людей, в конец салона не протеснишься, и приходиться выходить то с одной, то с другой двери, а в зимнее время – это достаточно холодно и можно заболеть.

– Как часто вы сталкиваетесь с негативом на работе?

– Каждый день. Люди возмущаются, что остановки объявляем тихо, кто-то говорит, что слишком громко. Некоторым не нравится, что я говорю: "Передавайте за проезд". Так ведь, если не скажешь, то и не оплатят. Многие боятся передать даже 100 тенге, так как думают, что сдача до них не дойдет. Кому-то нужно, чтобы обязательно, через всех переступая, дошла до них и взяла оплату. Бывает, что стою возле средней двери и через пару остановок иду в переднюю, где водитель, а он мне говорит, что несколько человек вышли, которые не произвели оплату. Иногда кто-то сам подходит и дает деньги за проезд, а кто-то молча выходит, не оплатив. Много негатива насчет автобусов или дифтарифа высказывают нам, забывая, что мы обычные работники и не мы все это придумали.

– Во сколько начинается и заканчивается ваш рабочий день?

– Я просыпаюсь в четыре утра, умываюсь, завтракаю и готовлюсь к рабочему дню. Потом где-то в 5:30 за мной приезжает дежурный автобус и везет в парк. Там я получаю путевой лист, валидатор и мы выезжаем на рейс.

В течение рабочего дня у нас, как у всех, есть обед. Время обеда зависит от графика движения. Например, если от конечной до конечной 50 минут, то обед длится 50 минут. За это время я успеваю пообедать, протереть пыль и убрать салон. Многие возмущаются, что мы все одновременно стоим на обеде. Такого нет. Мы обедаем по очереди.

Рабочий день у меня заканчивается в 21:00-22:00, смотря какой график движения. Потом нужно приехать в парк – сдать валидатор и кассу. Домой прихожу в 23:00 и утром снова встаю в четыре утра. Вот такой у меня рабочий график.

– Правда ли, что кондукторы после смены моют салон автобуса?

– Это неправда. Мне кажется, эти слухи распространяют те люди, которых уволили. Я ни разу не слышала и не сталкивалась с такой ситуацией, чтобы кто-то мыл или просили помыть салон автобуса. Для этого есть специальная служба, которая каждый вечер моет автобусы. В наши обязанности входит только вытирать в течение дня пыль и по мере загрязнения подметать пол салона. 

– Еще какие обязанности у кондуктора?

– Помимо чистоты салона, самому находиться в опрятном виде, не грубить, не ругаться, помогать престарелым, беременным. Просить молодежь, чтобы уступали место. Очень часто наблюдаю такую картину, что подростки и дети не уступает место старшему поколению.

Если вдруг пассажир получил какую-либо травму и ему требуется медицинская помощь, то мы обязаны вызывать "скорую" и передать человека медикам. К счастью, я с такой ситуацией не сталкивалась. Я всегда говорю пассажирам, чтобы держались за поручни.

Если в автобусе пассажир в нетрезвом состоянии начинает вести себя не адекватно, то я имею право его высадить. По закону я должна вызвать полицию и сдать его им.

Мы обязаны останавливаться каждую остановку, но ближе к конечной, когда видишь, что никого нет на выход, а на остановке нет людей, то мы не останавливаемся.

– Весь день вы курсируете по маршруту. И, наверное, уже успели оценить, есть ли у нас в городе водительская этика?

– Когда мы выезжаем с остановки, нас не пропускают легковые автомобили или выезжают прямо перед автобусом, из-за чего водителю приходится резко тормозить. Редко, когда легковушки пропускают. Водительской этики у нас нет.

– Какая зарплата у кондукторов?

– Зарплата кондуктора зависит от количества отработанных дней. В объявлении написано, что зарплата 100 тысяч, а график работы 2/2. Лично я сама работаю 2/1. Зарплату еще свою не получала, но брала один раз аванс.

– В планах ввести дифференцированный тариф. Насколько он необходим, как вы считаете?

– Я считаю, что это правильное решение и это делается для нашего удобства – ни мелочь не надо искать, ни сдачу ждать. Зашел, карточкой рассчитался и сел на место. Чаще всего возмущаются люди пенсионного возраста, говорят: "Вот она стоит 300-400 тенге и за ней еще нужно ехать в собес, а это еще плюс 160 тенге. И вот она обойдется мне в 560 тенге, а потом еще ее нужно пополнять". Я им всегда отвечаю, что эту карточку нужно покупать не каждый месяц, а всего лишь один раз, и если ею пользоваться бережно, то ее хватит на долгое время. Если они привыкли к смартфонам и банковским карточкам, через которые получают пенсии, то и к этим картам привыкнут, так как ничего сложного в этом нет. Тем более, мы сами берем карточку и производим оплату.

– Где можно пополнить транспортную карточку?

– Если у кондуктора есть свой переносной валидатор, то он сможет пополнить баланс вашей карты либо вы можете самостоятельно пополнить в терминале QIWI. Нас, кондукторов, обучали, как пользоваться валидатором, что нажимать и в каких ситуациях что делать. Я ходила всего один день и мне хватило. Кто постарше, те расспрашивают дополнительно. Ничего тяжелого в этом нет. Кто смартфонами пользуется, для них это не составит проблем.

– Как вы можете охарактеризовать наших пассажиров?

– В зависимости от времени суток. Например, утром и вечером доброго слова редко дождешься. А днем, когда посвободнее люди, могут поздороваться, пошутить, бывает что спрашивают про те же валидаторы, карточки.

– Может, вы дадите пассажирам какие-нибудь советы?

– Мы наблюдаем такую ситуацию, что по графику едут два автобуса и интервал между ними 10 минут. И бывает, что один из них битком наполненный, а второй полупустой. Просто нужно немного понаблюдать: пропустить один автобус и посмотреть, через какое время будет второй автобус и сколько там будет людей. Нам в принципе с водителем нарушать график нет смысла, так как мы не частники. Наша зарплата не зависит от того, сколько тысяч я сегодня заработаю. Получается, вы можете на 10 минут позже выйти, но сесть в полупустой автобус, а не в битком забитый – это первый совет.

Второй совет – вытащить один наушник из уха, чтобы слышать, когда объявляют остановки. Я не могу кричать на весь автобус, так как некоторые люди жалуются: "Что вы орете под ухо?!", да и в конце рабочего дня голосовые связки устают. А из-за того, что люди в наушниках, они не слышат, что мы объявляем остановки, а потом возмущаются: "Почему не объявляете остановки?!".

– Расскажите какую-нибудь историю, которая вам запомнилась?

– Буквально на днях был такой случай. У парня была крупная купюра и мелочь 75 тенге. Так как у меня не было сдачи, я взяла 75 тенге. Честно говоря, я даже не запомнила, как он выглядит, так как в течение дня видишь огромное количество людей. Вечером какой-то парень мне дает 85 тенге. Я ему сказала, что пять тенге лишние, а он мне напомнил про утреннюю ситуацию. Еще сказал, что пропустил два автобуса и ждал именно этот, чтобы вернуть долг. Мелочь, но приятно.

Еще был случай, что инвалид на костылях попросил подвезти бесплатно, так как обронил 200 тенге. Конечно же, я его посадила, но сказала, если контролеры зайдут, чтобы объяснил еще раз свою ситуацию.

Разные бывают ситуации. Но в любой из них не стоит забывать, что мы – люди.

Айнаш ТУТКУШЕВА

Фото автора

Вернуться
Просмотров (2475)