Защита детей от нежелательного контента стала одной из самых актуальных задач цифровой эпохи.
Сегодня социальные сети стали частью детской жизни. Но вместе с этим "цифровое детство" сопровождается зависимостью, кибербуллингом, грумингом и токсичным контентом. По данным исследования "Kazakhstan Kids Online", инициированного Министерством просвещения РК совместно с ЮНИСЕФ, 15,3% детей регулярно сталкиваются с негативным контентом в интернете, передает Arnapress.kz со ссылкой на пресс-службу Telegram-канал SocioExpert.
Это провоцирует серьезные эмоциональные расстройства у 11,7% детей. При этом, значительная часть детей, столкнувшихся с кибербуллингом (52,1%), предпочитает сохранять молчание об этих инцидентах.
В ответ на эти тревожные тенденции, Министерство культуры и информации подготовило законопроект, который вводит запрет на регистрацию пользователей младше 16 лет на онлайн-платформах (TikTok, Instagram, Facebook, Threads и другие), за исключением сервисов обмена мгновенными сообщениями (WhatsАpp или Telegram). При этом нововведения не будут распространяться на онлайн-игры.
Согласно исследованию "Kazakhstan Kids Online", 5% детей впервые знакомятся с интернетом в четырехлетнем возрасте или ранее, 60% детей 9-10 лет и 66% детей 11-12 лет уже имеют аккаунты в социальных сетях и игровых платформах.
Мировая практика регулирования детского присутствия в интернете также демонстрирует серьезную озабоченность этой проблемой.
Большинство популярных платформ ставят минимальный возраст для регистрации – 13 лет (TikTok, YouTube, Snapchat, X, Instagram/Facebook).
Что касается международного государственного регулирования детского доступа к соцсетям, то существует два подхода:
Полный запрет на пользование социальными сетями
Австралия стала первой страной, принявшей закон, запрещающий детям младше 16 лет пользоваться соцсетями (вступил в силу с 10 декабря 2025 года). Аналогичные меры обсуждаются в Дании и Норвегии.
Ограничения пользования социальными сетями
Сейчас государства ограничивают детей и подростков в праве пользования соцсетями двумя методами:
- возрастным – ограниченный доступ к соцсетям для подростков от 13 до 16 лет, при обязательном согласии родителей (США, Бельгия, Италия, Испания, Франция, Германия, Венгрия и другие).
- временным – ограничивается время, которое дети и подростки могут проводить в соцсетях (Китай, Вьетнам (ограничения на онлайн-игры), Великобритания (рассматривает ограничение времени на использование соцсетей)).
Примечательно, что подростки в большей степени поддерживают верификацию возраста, чем временные ограничения. Так, согласно данным Pew Research Center, 56% подростков положительно относятся к верификации возраста, однако строгие временные ограничения вызывают большее сопротивление (34% – за, 36% – против).

Вместе с тем текущие практики проверки возраста остаются недостаточно надежными. Дети легко обходят ограничения, указывают ложный возраст, используют VPN или создают новые аккаунты.
"К примеру, исследование Ipsos (август 2025 года) в Великобритании показало, что 69% британцев считают, что дети легко смогут обойти защитные меры, а 50% сомневаются в способности закона предотвратить доступ несовершеннолетних к вредному контенту.
На этом фоне в ряде стран развивается альтернативный, более практичный подход. Например, в США растет спрос на "умные кнопочные телефоны" Tin Can, которые не имеют доступа к соцсетям и приложениям, а звонки возможны только по заранее разрешенным номерам", – отмечают аналитики.
В Казахстане также начинают формироваться технологические решения. В частности, в 2025 году в Алматы был запущен пилотный проект SIM KIDS совместно с операторами связи. Детская SIM-карта позволяет родителям видеть, какими приложениями пользуется ребенок и ограничивать доступ к опасным ресурсам.
Таким образом, защита детей от нежелательного контента стала одной из самых актуальных задач цифровой эпохи. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, в котором меры государственного регулирования должны дополняться ответственным участием общества и родителей, развитием доступных инструментов контроля и системным повышением цифровой грамотности.
Фото: pixabay.com/, BarbaraJacksont.me/socioexpert_01
