
С 25 сентября официально прекращено обращение банкнот номиналом 5 000 тенге образца 2011 года. В связи с этим у казахстанцев возник ряд вопросов: как поступать с уже имеющимися купюрами, где и в какие сроки можно их обменять, что делать в случае отказа в приеме. Чтобы разъяснить порядок действий при замене банкнот, редакция Arnapress.kz обратилась в Национальный банк Казахстана за официальным комментарием.
– Как и где можно обменять старые купюры на новые? Как долго действует возможность обмена? Во всех ли банках есть возможность обмена?
– Обмен банкнот старого образца осуществляется через банки второго уровня (БВУ), отделения АО "Казпочта" и территориальные филиалы Национального Банка (НБК). С 25 сентября 2025 года в течение трех лет банкноты можно обменять в территориальных филиалах НБК, в отделениях БВУ и офисах АО "Казпочта". После истечения этого срока территориальные филиалы Национального Банка продолжат обменивать банкноты старого дизайна бессрочно.
– Как проходит процедура обмена? Есть ли комиссия за операцию? Есть ли ограничение по объему обмена средств за раз?
– В филиалах НБК эта услуга предоставляется без комиссии. БВУ и АО "Казпочта" могут устанавливать комиссионные сборы в соответствии с собственными внутренними нормативными документами. Кроме того, ограничения по объему обмена банкнот старого образца на новые не установлены. Однако для повышения удобства обмена, НБК совместно с Ассоциацией финансистов Казахстана провел работу с БВУ по организации касс в их филиалах, где обмен банкнот можно осуществить без комиссии.
– Начали ли граждане уже менять купюры? Есть ли информация о количестве обменянных денежных средств на данный момент?
– Процесс обмена банкнот старого образца номиналом 5 000 тенге осуществляется с момента выпуска в обращение банкноты 5 000 тенге нового дизайна. До 24 сентября 2025 года действовал период параллельного обращения банкнот старого образца наряду с новыми. С 25 сентября началось поэтапное изъятие этих банкнот из обращения. Согласно доступным данным, по сравнению с началом года объем старых банкнот в обращении сократился на 46,2%, что свидетельствует об их постепенной замене на новые.
– Как поступать гражданам, если в банке/почте откажутся обменять старую купюру?
– Все БВУ и отделения АО "Казпочта" были своевременно проинформированы о порядке обращения банкнот старого образца номиналом 5 000 тенге, а также о сроках их параллельного хождения с банкнотами нового образца. В период до 25 сентября 2025 года, когда допускалось параллельное обращение, БВУ и отделения АО "Казпочта" имели возможность выдавать банкноты старого образца. Однако, начиная с 25 сентября 2025 года, выдача данных банкнот не допускается.
В случае выявления фактов выдачи банкнот старого образца после указанной даты просим обращаться в соответствующие филиалы банков для получения разъяснений и урегулирования ситуации. При необходимости дальнейшего рассмотрения вопроса в соответствии с частью 3 статьи 206 КоАП за отказ в приеме, размене и обмене банкнот и монет национальной валюты, находящихся в обращении на территории Республики Казахстан и подлежащих приему по всем видам платежей, предусмотрена административная ответственность.
– Может ли случиться так, что в банках не окажется достаточного объема банкнот для обмена?
– В процессе подготовки к обмену НБК рассмотрел различные сценарии, включая данный вопрос. При возникновении такого случая клиентам может быть предложен вариант обмена на банкноты других номиналов, перенос операции на удобное время или рекомендация обратиться в ближайшее отделение с достаточным запасом. Это не квалифицируется как отказ в услуге и не является нарушением со стороны финансовых учреждений.
– Продолжат ли банкоматы выдавать старые купюры 5 000 тенге? В какой срок? Будут ли банкоматы принимать банкноты старого образца после 25 сентября, чтобы исключить необходимость похода именно в отделение банка?
– С 25 сентября 2025 года в связи с завершением периода параллельного хождения банкоматы не должны осуществлять выдачу банкнот указанного номинала старого образца. При этом они должны принимать указанные банкноты для зачисления средств на счета клиентов.
В случае выявления фактов выдачи банкнот старого образца через банкоматы после указанной даты гражданам рекомендуется обращаться в соответствующие филиалы банков для получения разъяснений и урегулирования ситуации. При необходимости дальнейшего рассмотрения вопроса, обращение может быть направлено в территориальные филиалы НБК или АРРФР.
Информацию об адресах и контактах всех филиалов Национального Банка можно найти на сайте Нацбанка в разделе "О НБК" → "Структура НБК" → "Филиалы" → "Территориальные филиалы". При посещении филиала НБК необходимо иметь с собой документ, удостоверяющий личность.
Фото: Arnapress.kz, пресс-служба НБК