Управление многоквартирными домами переходит от привычных КСК к объединению собственников имущества (ОСИ). Как этот процесс проходит в нашем городе, мы расскажем на примере одного из первых ОСИ.
С 7 января 2020 года вступил в силу Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунального хозяйства". Документ предполагает плавный переход от КСК и ПК к ОСИ и ПТ. Подробнее об этом мы писали здесь. На данный момент в Семее создано четыре объединения собственников имущества. Два из них были зарегистрированы в 2020 году. Корреспондент Arnapress.kz побеседовала с управляющей одного из первых ОСИ в городе Людмилой Барышевой, которая рассказала, как осуществлялся переход от КСК к новой форме управления домами и с какими проблемами пришлось столкнуться во время этого процесса.
− Как проходил переход к ОСИ? Сразу ли согласились жильцы?
− Жильцы согласились сразу же. Из 67-68 участвующих в голосовании по листам вопросников все были за выход из КСК и образование своего ОСИ. Против не было никого из участвующих. Кто-то не пришел на собрание, но 100% у нас не бывает практически никогда, чтобы проголосовали. У нас пятиэтажный жилой дом, 88 собственников квартир.
Жильцы не всегда были согласны с расходованием средств КСК, поэтому, когда вышел закон, было принято решение создать ОСИ. Мы собрали необходимые документы, зарегистрировались в органах юстиции в ноябре 2020 года и теперь работаем.
− С какими проблемами вы столкнулись при создании ОСИ?
− С проблемами мы столкнулись при выходе из КСК. Мы не получили на руки никаких документов по этому дому, хотя в законе "О жилищных отношениях" сказано и в уставе написано, что при создании ОСИ председатель КСК обязан передать все документы по дому. Нет документов о том, куда расходовались средства, какие покупались инструменты. В конечном итоге, грубо говоря, из КСК мы вышли "голыми", у нас даже ни лопаты, ни метлы нет на балансе нашего ОСИ. Все это с нуля мы покупаем и будем покупать по сей день, потому что нашим работникам нужны инструменты.
Морально сложно некоторым жителям, потому что ведутся судебные тяжбы с жильцами. Дело в том, что жильцы провели за свой счет ремонт в подъезде и не оплатили эксплуатационные взносы, а КСК не засчитало эти траты в счет эксплуатационных расходов. Таких собственников у нас пятеро, и этот момент очень отражается эмоционально на жильцах.
− Какие проблемы предстоит решить вашему ОСИ?
− В первую очередь нам необходимо провести ремонт крыши, подготовиться к подключению горячей воды. В нашем доме более 10 лет нет горячей воды, ее обещают дать, поэтому нужно отремонтировать трубы. Еще предстоит благоустройство нашего двора, в перспективе мы бы хотели сделать хорошую детскую площадку совместно с ОСИ соседнего дома. Смету на крышу пока не составляли, ее ремонт в перспективном плане. Эксплуатационных взносов на ремонт не хватит, поэтому на крышу мы будем собирать разовым сбором. Этот вопрос на собрании с жильцами мы обсудили. На днях мы найдем организацию, которая может заниматься ремонтом крыш. После осмотра и составления сметы проведем собрание жильцов, заручимся их согласием и будем решать этот вопрос.
− Какие эксплуатационные сборы утвердили жильцы?
− Эксплуатационные сборы составляют 25 тенге за квадратный метр. Это расходы на содержание общедомового имущества, в состав которого входят крыша, подвал и подъезды. Но люди не очень хорошо собирают, поэтому на ремонт крыши будем собирать отдельно.
− Какие сотрудники входят в штат организации?
− У нас имеется совет дома, который руководит. В него входят пять человек и председатель. Председатель заключил со мной договор, поскольку я не являюсь владельцем квартиры в этом доме, поэтому я могу работать как управляющий. Поэтому в штате один человек – управляющий. По договору мы нанимаем дворника, сантехника, электрика. Собирается совет дома довольно часто, потому что много организационных вопросов.
− Труд председателя оплачивается?
− Труд оплачивается, такое решение было обговорено на совете и на собрании. Сантехник у нас получает 15 000, дворник получает 16 000. Я получаю 20 000. По договору работает электрик, который проверяет сети, щитовые. Он получает 5 000 тенге. Вместе мы не выходим за тот процент, который по смете разрешен на административные расходы.
− Что удалось улучшить за время работы ОСИ?
− Электричество приведено в порядок, в подвале наводим порядок. На днях объявили субботник, будем приводить в порядок общедомовую территорию.
Могу сказать, что люди стали хорошо оплачивать общедомовые расходы, поверив в то, что правление дома и я, как управляющий, тратим средства только на необходимые нужды. Мы каждый месяц отчитываемся, присылаем отчеты в WhatsApp, вывешиваем на доске объявлений в нашем небольшом офисе. Люди видят, что мы не тратим ничего лишнего.
Беседовала Виктория ДОНКОВЦЕВА