Лента новостей

Потеря времени и лишние расходы: что не так с системой НИП "КЕДЕН" по мнению участников бизнеса

опрос, анонимный опрос

Среди участников опроса были таможенные представители (брокеры), перевозчики и экспедиторы, граждане, занимающиеся самостоятельным декларированием.

Национальная палата предпринимателей "Атамекен" провела первый анонимный независимый опрос среди участников внешнеэкономической деятельности по итогам внедрения новой информационной системы НИП "КЕДЕН", передает Arnapress.kz со ссылкой на официальный сайт Палаты.

Опрос стал частью мониторинга одного из ключевых инструментов системы – подачи предварительной информации (ПИ), предназначенной для упрощения регистрации прибытия товаров и транспорта на автопунктах пропуска, а также для автоматического преобразования ПИ в транзитную декларацию.

"Цель инициативы НПП – собрать объективную обратную связь от реальных пользователей системы после ее запуска на автопунктах пропуска в Казахстане", – отметили в пресс-службе НПП "Атамекен".

Среди участников опроса:

  • 50% – таможенные представители (брокеры);
  • 46,3% – перевозчики и экспедиторы;
  • 3,7% занимаются самостоятельным декларированием.

Таким образом, собранные ответы являются мнением профессионального сообщества, ежедневно сталкивающегося с новой системой в "полевых условиях".

По итогам опроса видно, что у бизнеса накопилось немало критики, которую они передали в анонимной форме.

1. Ожидания относительно улучшений в сравнении с предыдущей системой "АСТАНА-1" не оправдались: 75,9% респондентов не увидели никакого удобства.

2. Время – деньги, и теряются они в очередях:

  • 50% тратят на подачу ПИ от часа до восьми часов;
  • 23,1% – более 24 часов, что значительно превышает разумные сроки и негативно сказывается на логистических цепочках и расходах бизнеса.

3. Рост затрат: 44,2% отметили, что их расходы остались прежними, а 42,3% – зафиксировали увеличение затрат, как прямых, так и косвенных.

4. Частота ошибок: 47,2% пользователей регулярно сталкиваются с ошибками со стороны таможни, еще 39,6% винят техническую неподготовленность самой инфраструктуры. Фактически, почти 9 из 10 респондентов заявляют о системных сбоях, мешающих бесперебойной работе.

5. Слабая информационная поддержка:

  • 43,4% заявили, что не получали никакой информации о запуске и работе новой системы;
  • только 35,8% участвовали в обучении или тестировании функционала.

Низкий охват информационной кампании может объяснять часть проблем – от недопонимания процесса до неправильного заполнения данных.

Вместе с тем, половина респондентов (50%) признались, что ошибки устраняются только после подачи жалоб в адрес КГД или разработчиков.

В итоге по результатам опроса можно выделить основные существенные проблемы в реализации и эксплуатации системы НИП "КЕДЕН":

  • чрезмерные затраты времени и средств;
  • высокая вероятность ошибок;
  • слабая информационная и техническая поддержка.

В Нацпалате обещают продолжить мониторинг ситуации и сбор обратной связи от участников ВЭД для выработки дальнейших конструктивных решений.

Фото: pixabay.com/u_forabl72pp, atameken.kz

Просмотров (3510)
ТопДок 1