27 января 1944 года завершился один из самых драматичных эпизодов во всей военной истории человечества – снята блокада Ленинграда.
Без малого долгих три года жители города проявляли стойкость и мужество, переживали лишения и утраты, но тем не менее выжили, и подали яркий пример патриотизма и жизнелюбия.
Редакция Arnapress.kz подготовила подборку, речь в которой пойдет о символах блокадного Ленинграда, хранящих память ушедших дней.
АЭРОСТАТ
В ночь на 24 июня в небо над Ленинградом были подняты аэростаты. К концу июня в городе развернули 328 постов. Аэростаты использовали для прикрытия с воздуха города и подходов к нему, Финского залива, Морского канала, подступов к Кронштадту, стратегически важных целей и памятников культуры.
Посты располагались в шахматном порядке на предприятиях, площадях, во дворах, парках, на баржах, на удаленности друг от друга примерно в километр. Каждый пост имел в расположении два аэростата, которые поднимали вместе или поодиночке.
Бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода и охрану. Помимо вражеской угрозы, бойцы рисковали жизнью, работая с взрывоопасной смесью водорода и воздуха. Так как в городе не оставалось "Свежего" концентрированного водорода, добывать его приходилось устаревшим неэкономичным методом, причем делали это нередко сами бойцы.
МЕТРОНОМ
Звук метронома стал символом несгибаемости ленинградцев. Люди в Ленинграде были отрезаны от страны. Критическая ситуация, усугубленная тяжелейшим психологическим климатом, требовала ряд мер для ее сдерживания. В первые дни блокады на улицах Ленинграда было установлено около полутора тысяч громкоговорителей. Они оповещали о воздушной тревоге и вражеских налетах. Михаил Меланед – диктор, прозванный ленинградским Левитаном, в прямом радиоэфире объявлял тревогу.
Радиотрансляции метронома имели свое психологическое значение. Работающее радио означало, что город жив и борется, что еще есть надежда. Для людей звук работающего метронома был как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то нужно и дальше бороться. Техническое значение – сигнал метронома подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна. Он предупреждал об артиллерийских обстрелах и воздушных налетах. Такт в 50 ударов в минуту означал, что можно не волноваться, все спокойно. 150 ударов сигнализировали о тревоге, предупреждали о налетах (артобстрелах).
БУРЖУЙКА
Горячая вода пропала в городе 17 ноября 1941 года. Однако центральное отопление еще некоторое время продолжало работать: в жилых домах поддерживали температуру двенадцать градусов, в учреждениях – десять, на предприятиях – восемь градусов выше нуля. Зимой 1941-1942 года одним из главных врагов ленинградцев стал холод. Приходилось греться у печей и буржуек. Печи эти, или как их тогда называли, печи-времянки быстро нагревались и легко отдавали тепло окружающему пространству. Однако быстро остывали, как только прогорали дрова. Топить буржуйку 24 часа в сутки мало кто мог себе позволить. Буржуйка стала причиной многих пожаров первой блокадной зимы. Учитывая этот печальный опыт, при подготовке ко второй зиме городские власти разработали правила противопожарной безопасности.
"СВЕТЛЯЧКИ"
В первую блокадную зиму областные электростанции перестали снабжать Ленинград электричеством, город погрузился во тьму. Заветных киловатт едва хватало на работу ключевых предприятий. В ход пошла смекалка. Чтобы не наталкиваться друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали "светлячков" – броши, покрытые "светоизлучающим слоем". Делали их из подручных материалов (металлических банок, коробок, лоскутов, проволоки). Броши, как теперь известно, радиоактивные: светились бледно-зеленым светом благодаря соли радия и фосфору.
Такие "Светлячки" совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Если подержать "светлячок" в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или горящей спички, он займет у них энергию света, аккумулирует ее, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать свет. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный фонарь.
125 ГРАММОВ ХЛЕБА
18 июля 1941 года ввели продуктовые карточки. Во время блокады хлебные карточки отоваривали ежедневно, карточки на другие продукты – раз в десять дней. Нормы питания и для военных и для гражданских снижались. Минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда служащим, иждивенцам и детям полагалось по 125 граммов хлеба, рабочим и инженерно-техническим работникам – по 250 граммов. Остальные продукты выдавали с перебоями и в гораздо меньшем объеме (например, норма крупы для иждивенца – 20 граммов, мяса – 13,2 грамма).
Состав хлеба включал в себя: солод, бобы, отруби, луб сосны и березы, дикорастущие семена, гидроцеллюлозу. А жмых и мучную пыль, которую улавливали в цехах, прессовали в съедобные бруски – дуранду.
ДОРОГА ЖИЗНИ
Практически единственной связью блокадного Ленинграда с Большой землей была трасса, проложенная по Ладожскому озеру, получившая название "Дорога жизни". Летом переправляли баржи, зимой по льду гнали машины. Везли продовольствие и корреспонденцию, из Ленинграда – эвакуируемых жителей. За время работы с сентября 1941-го по март 1943-го по "Дороге жизни" переправили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали свыше 1,3 миллионов человек. Помимо всем известной трассы по Ладожскому озеру, была еще одна, через Финский залив, начиналась от Лисьего Носа до Кронштадта и Ораниенбаума и далее в сторону островов. Позже ее назвали "Малой дорогой жизни".
ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ
Тане Савичевой было одиннадцать, когда началась война. Свой дневник маленькая Таня вела в телефонной книжке. На ее глазах погибли мама, бабушка, два дяди, брат и сестра. Из всех родных войну пережили только ее брат Михаил, ушедший в партизаны, и сестра Нина, эвакуированная из Ленинграда вместе с предприятием, на котором работала. В первую блокадную зиму Таня не знала, живы они или нет. На букве "С" Таня написала: "Савичевы умерли", на букве "У": "Умерли все", на "О": "Осталась одна Таня".
Таню эвакуировали в августе 1942 года, в поселок Шатки Горьковской области, но из-за истощения и болезней 1 июля 1944 года она умерла. Позже Танин дневник отыскали в ее вещах родные, когда вернулись в Ленинград. Согласно некоторым источникам, дневник фигурировал на Нюрнбергском процессе, но доказательств этого факта нет. В настоящее время дневник выставлен в Музее истории Ленинграда.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ
Не менее знаменательное событие блокадного Ленинграла произошло 9 августа 1942 года, когда Ленинградская симфония (симфония № 7 Дмитрия Шостаковича) прозвучала в городе на Неве. Ее исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, его ряды настолько порядели, что пришлось привлечь музыкантов из военных частей. Это был первый концерт городской филармонии, возобновившей свою работу. Зал был полон. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям так, что ее слышали не только ленинградцы, но и враги.
САЛЮТ 27 ЯНВАРЯ
В восемь часов вечера 27 января 1944 года прогремел салют, ознаменовавший снятие блокады. 324 артиллерийских орудия произвели в унисон 24 залпа. Это был единственный случай во время Великой Отечественной, когда приказ о фронтовой победе подписал не Сталин, а маршал Говоров:
"Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днем великой победы под Ленинградом", – говорилось в приказе.
Сегодня, 27 января 2020, года исполняется 76 лет со дня снятия блокады Ленинграда. По сей день стойкость и мужество наших отцов отзывается эхом в сердцах поколений. Их подвиг всегда будет служить примером жизнелюбия и надежды даже в самые тяжелые времена.
Фото: из открытых источников