Журналист УстинкаLive попытался купить наркосодержащие препараты в аптеках города без рецепта.
Не верится, что передо мной - живой человек. Серо-черные, вспухшие как у утопленника руки, покрытые струпьями, запавшие мутные глаза, одна из щек раздулась и превратилась в нарыв… Известный "на районе" наркоман Сева, стоя у аптеки по улице Бурова, в панике заламывает руки - "ломка" усиливается, нужна новая доза "синтетики", но проверенные за несколько месяцев поставщики легальной "дури" отказали в продаже. Говорят, "больше не приходи, мы под надзором прокуратуры"…
Это не очередной "вброс", а вполне жизненные реалии, с которыми автор столкнулся, зайдя за аспирином в ближайшую по пути домой фармацевтическую лавку. Наркоман со стажем подтвердил — это уже пятый за день подобный отказ. "Трамадол", "Лирику" или "Тропикамид" без рецепта теперь практически невозможно купить. Возникла мысль, а давайте проверим?
Большинство аптечных наркотиков - отличные в терапевтическом плане лекарства, обладающие сильным обезболивающим или расслабляющим действием. Эти эффекты достигаются за счет одного из компонентов таблеток - синтетического опиоида трамадола или кодеина. Их применяют в психотерапии как антидепрессант или в качестве обезболивающего для пациентов с сильными болями, к примеру, онкологических больных. Наркозависимые приноровились колоть их в вену, глотать и даже курить.
Смерть без рецепта
Первая аптека на нашем пути. Пересечение улиц Михаэлиса — Космическая. Переглядываемся с фотографом Сергеем, он говорит, не продадут мне ничего без рецепта. Дескать, слишком "правильное лицо". А я, кстати, за неделю до этого события старательно вживался в образ — отращивал бороду, репетировал перед зеркалом взгляд наркомана, но обстоятельства вынудили резко сменить имидж и вернуться к нормальному облику — необходимо было идти на пресс-конференцию в областной акимат. Что ж, посмотрим, за попытку, как говорится, денег не берут.
- Здравствуйте, - стыдливо пряча глаза за темными очками, пытаюсь изобразить страдающего от ломки наркомана. - Трамчика продайте пластинку.
Моментально бледнея благообразная женщина за стойкой отвечает, что такие препараты они не продают. Нет у них и "Тропика". Надеюсь, побледнела фармацевт потому, что боится иметь дело с наркоманами, а не ожидает подставы от правоохранителей. Двигаемся дальше.
До намеченного района, где я неделю назад встретил наркомана, заходил по пути еще в несколько фармацевтических лавок, кроме гематогенки так ничего и не купили. Все настойчиво требуют рецепт или ссылаются на отсутствие этого препарата. На ум закралась мысль: либо я плохой актер, либо работа стражей порядка все-таки действительно возымела свое действие. А может, есть какой-то определенный пароль? Вроде слышал нечто подобное, но Сева об этом умолчал. Но нет…
Деньги не пахнут?
Обычная с виду аптека. По другую сторону стекла, разделяющего фармацевта и посетителей, стоит парень. Довольно странно и непривычно, обычно эта вакансия всегда занята женщиной. В помещении аптеки довольно людно и сумрачно. Хотя скорее всего, это я чрезмерно сильно вжился в роль вечно сидящего на игле человека, мерещится всякое…
- Продай "Трамадол", - с наглой хрипотцой в голосе говорю продавцу лекарств, когда посетители "рассосались". Кхм, даже сленг стал употреблять…
- К сожалению, с ним сейчас проблемы и нет на складе, - говорит молодой человек. - Зато капли были, но они тоже кончились вот только что.
Капли? Уточняю: это он про "Тропикомид", который особо опустившиеся "на дно" наркоманы колют в вену. А я ведь про них и слова не сказал.
- Точно нет? - надежда еще брезжила в моем голосе.
Ответ "нет" оставил с чувством неудовлетворенности. Вот вроде и шанс был "прижучить" возможно нерадивого фармацевта, а какой-то дефицит спутал все карты. Что ж, говорю, позже зайду.
В конечном итоге, попытка купить "Трамадол" в нескольких аптеках Новой Согры и КШТ тоже с треском провалилась. Надо отдать должное аптекарям, даже легенда о сильных болях после операции не возымела успеха. Фармацевты упорно просили рецепт.
- Две недели уже купить ничего не могу, - жалуется мне наркоман Сева. - Приходится перебиваться "химкой" (варенная смесь бытовой химии и пищевого мака — прим. автора). - Я даже больше предлагал дать. Почти "два рубля" совал аптекарше…
- Ты же в курсе, что долго так не проживешь? - спрашиваю его.
- Да, но я уже там, и не могу без него, - отвечает он слабым и безжизненным голосом. - Но ты бы понял, если бы испытал то, что я.
- Вряд ли…
По закону трамадол, тропикамид и некоторые другие кодеиносодержащие препараты не являются наркотиком. Поэтому самих наркоманов, употребляющих фармацевтику не по назначению, тоже нельзя привлечь к уголовной ответственности. Вот только вряд ли кто из этих людей задумывается о том, что средняя продолжительность жизни наркомана, колющего глазные капли "Тропикамид" в вену, составляет всего восемь месяцев, употребляющего "Трамадол" - до трех лет. А после смерти врач просто поставит галочку в графе: "принимает опиоиды".
Иллюстративное фото