Выявленные коррупционные риски подтверждаются и уголовной статистикой.
В ходе совещания с участием представителей "Қазақстан темір жолы", НПП "Атамекен", членов Общественного совета и грузоотправителей Антикоррупционная служба озвучила выявленные коррупционные риски в деятельности КТЖ, передает Arnapress.kz со ссылкой на Антикоррупционную службу.
Они связаны с административными барьерами и коррупционными схемами при подаче вагонов, отсутствием должной цифровизации, прямым контактом железнодорожников с предпринимателями, предоставлением заявок в бумажной форме и другое.
Выявленные коррупционные риски подтверждаются и уголовной статистикой.
Так, за последние пять лет зарегистрировано 136 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и его подведомственных организаций. По ним осуждено 52 человека. Большинство преступлений в этой сфере приходится на факты взяточничества (70%) и хищения (13%).
В основном преступления связаны с получением незаконных вознаграждений при подписании актов выполненных работ, приемом на работу и переводами по службе, а также ускоренной и беспрепятственной подачей вагонов и тепловозов для перевозки грузов.
В своем выступлении первый заместитель председателя Агентства Дмитрий Малахов отметил, что согласно проведенному анализу в отдельных подразделениях КТЖ созданы коррупционные схемы по манипуляции с вагонами. Из-за искусственных барьеров и непрозрачной процедуры их распределения, бизнесмены вынуждены неформально решать свои вопросы за деньги.
"На деле получается так – кто дает взятку, тот и своевременно отправляет свой груз. Все эти проблемы подтверждаются не только доводами предпринимателей, но и конкретными материалами уголовных дел. Буквально недавно осуждены руководители подразделения КТЖ по Костанайской области, которые организовали преступную схему по подаче вагонов за незаконные вознаграждения", – подчеркнул Д. Малахов.
Так, по уголовному делу в отношении экс-главы костанайского филиала "Казтеміртранс" Усабекова обнаружено, что непрозрачные процессы, которые позволяли ему самовольно решать вопрос предоставления или отказа вагонов.
Предприниматели, которых лоббировал Усабеков в течение суток получали свои вагоны даже в период их дефицита, когда другим приходилось ждать своей очереди неделями.
Усабеков за совершенные преступления приговорен к шести годам лишения свободы, а фирме-взяткодателю вынесен штраф в размере 24 миллиона тенге.
По итогам совещания Малахов отметил, что озвученные рекомендации будут находиться на строгом контроле Антикоррупционной службы и призвал КТЖ незамедлительно приступить к решению этих проблем.
Фото: скриншот видео