Лента новостей

"Кто не может – научим, кто не хочет – заставим" – аким Семея Нурымбет Сактаганов

Аким Семея Нурымбет Сактаганов дал эксклюзивное интервью корреспонденту Arnapress.kz. Он поделился впечатлениями о доверенном ему фронте работ, оценил силы команды, с которой сейчас работает, прокомментировал резонансные городские события, а также рассказал о своей семье и отношении к соцсетям.  

Напомним, Нурымбет Сактаганов был назначен акимом города 25 января 2021 года.

− Насколько сошлись ваши ожидания и реальность по приезду в Семей? Как вы оцениваете "наследие", оставленное вашим предшественником?

− Проблемы есть не только в Семее, не только в Казахстане, но и во всем мире. Они всегда есть и будут. Кто не работает, тот не ошибается. Когда работаешь, все равно где-то не успеешь, где-то недоглядел. Эти моменты бывают. Самое главное – есть соответствующий комплексный план развития города, предусмотрены мероприятия.

− Планы всегда были. И до вас они были. Но почему-то многие проблемы все равно остаются неразрешимыми…

− Чуть глубже мы должны смотреть. За каждым проектом строгий контроль нужен. Будем с подрядчиками тесно работать, просить их, чтобы работали по проекту не только в рамках  указанных смет, но и как-то помогли дальше. Социальная ответственность бизнеса должна быть.

Я вот смотрю, они дороги делают – вроде все заасфальтировано, но остаются маленькие участки, повороты в переулки нетронутыми. Спрашиваю, почему здесь два-три или пять-шесть метров нельзя было сделать дополнительное асфальтирование? Мне отвечают, что оно не предусмотрено. Но это же наш город! Доделать этот небольшой участок и уже совсем другой вид будет. По дворам прохожу – все вроде хорошо сделали, но опять где-то часть три на четыре метра оставили без асфальта. Говорю: почему не сделано? Опять отвечают: не предусмотрено. Но почему бы это не завершить просто. Это же наш город. Только мы, семейчане, это можем сделать. Кто-то там из Усть-Каменогорска или Алматы этого не сделает. Почему бы и чуть больше сверх положенного как-то не сделать. И вроде они соглашаются, и руководители соглашаются. Но вся проблема в том, что руководители сами на местах не до конца бывают. А простым рабочим этого и не надо. До них нужно просто довести, сказать, вот, здесь остались непредусмотренные сметные расчеты, давайте поможем, сделаем. И когда вот так все подрядчики будут работать − с любовью, стараться больше сделать, чем надо – город начнет преображаться в лучшую сторону.

− Как добиться понимания этого?

− Когда каждый начнет с себя. Президент наш сказал, что город Семей − это исторический центр Казахстана. У нас есть хорошие музеи, прекрасные места. Но даже если мы откроем еще 100 музеев, мы никогда не будем исторической столицей, знаете почему? Не от зданий все зависит. В первую очередь, от людей.

Вот, к примеру, недавно был большой резонанс вокруг купеческого дома, который не входит в список исторических памятников. Хозяева таких домов сами должны дойти до понимания, что такое нужно беречь. Сказать, давайте мы этот дом оставим, лучше я его хорошенько отремонтирую и в таком же виде оставлю. То есть в первую очередь не о своем кармане думать, а в целом о городе. Если мы хотим, чтобы Семей действительно стал исторической столицей Казахстана, мы должны каждый почувствовать себя потомками Абая, алашординцев, которые не думали о себе, а думали о земле, о своем городе. Это не пафосные слова. Уже 30 лет у нас независимость, сколько народов мечтают об этом − иметь своего президента, свою границу. У нас все это есть и мы должны теперь все сохранить  и приумножить. Как? Измениться самим. Пока мы не изменимся, наши дети тоже не изменятся. Не надо их учить, а просто самим начать с себя. Мы должны быть семейчанами с большой буквы. Приехал гость, да любой прохожий – показать ему город, музеи, быть приветливыми, знающими, человечными…

− Да, у нас есть уникальные музеи, красивые места, которые не стыдно показать гостям. Но стыдно за другое – разбитые дороги, например, или "лысые" газоны. Как эту проблему решить?

− Будем усиливать контроль. С другой стороны, усиливая контроль, мы должны постоянно работать над собой, над другими, объяснять руководителям. Если один раз сказали директору этого подрядчика, что надо работать так-то, он за один день не изменится. Почему люди учатся 10 лет. Одно и то же мы повторяем. Мы, не уставая, должны повторять подрядчику: делай, это наш город. Второй раз тоже будем повторять, будем заставлять их, все равно мы дойдем до нужного результата.

− Понятно, что это не должен делать только лишь аким. У акима должна быть команда, которая обязана за всем следить, которой он всецело может доверять и знать, что со своей командой он не попадет впросак. Вот вы вступили в должность главы Семея и у вас сейчас команда, оставшаяся после Салимова. Аким новый − команда старая. Проработав почти полгода и посмотрев, кто на что способен, не возникало желания на каких-то позициях поменять людей, какие-то позиции укрепить? Вас устраивает команда, с которой вы работаете?

− Конечно, легче со стороны привести команду, которую знаешь. Но я придерживаюсь принципа "Кто не может – научим, кто не хочет – заставим". Надо до конца дать людям возможность, потому что за каждым человеком стоит его семья, родные и близкие и без работы их оставить как-то...

− Но на жалости тоже далеко не уедешь…

− Нет, не жалость. Дать шанс, заставить его по другому подойти к делу. Потому что человек может над собой поработать, измениться.

− Вы такой добрый и мягкий?

− Не мягкий. Будем спрашивать. Мой заместитель вчера уволился – Канат Адильбаев.

− По собственному желанию?

− По собственному уволился...

− Но по собственному, наверное, мало кто увольняется с должности замов…

− Не знаю, у него свои там планы. Уволился. Сейчас советником по вопросам ЖКХ и строительства взял Гарикова Дмитрия Александровича. Как раз он здесь заместителем работал, акимом Курчатова, заместителем акима области. Пока взяли внештатным советником. Потом посмотрим.

− А на место Адильбаева уже приглядели кого-нибудь? ЖКХ – для нашего города очень сложная сфера и от грамотных специалистов многое зависит.

− Сейчас объявляем конкурс. Главное, хочу разъяснить всем работникам ЖКХ, которые думают, что один раз хорошенько поработали и этим все заканчивается. Я говорю: работа ЖКХ – это постоянство, то есть ежедневный труд, без выходных, без праздников, и вы должны в первую очередь это понять и потом довести до всех подрядчиков. Они не должны думать, что один раз убрали, один раз прочистили и забыли. Ведь один день не досмотрели – всё, там уже будет как раньше. Поэтому учу их постоянству. Учу, требую и добиваюсь.

Кто привык в отделе ЖКХ, работая с подрядчиками, закрывать на многое свои глаза, с них мы требуем. Кулаком не стучу. Словом тоже можно много добиться. Требуем на бумаге. Первое предупреждение. Потом выговор. Третий раз – так не пойдет. И человек уходит.

− Много уже людей ушли таким образом при вас здесь, в Семее?

− Вот мой заместитель ушел (Канат Адильбаев. – Прим. ред.), из отдела ЖКХ несколько человек… Я требую с начальника отдела, потом дальше требую. Если не соглашаются – уходят. Свято место пусто не бывает. Найдем, есть молодые, которые хотят работать. Будем давать им всем шанс.

− Ваш приезд совпал с не совсем здоровой ситуацией в городе. Мы сегодня наблюдаем, как городские, скажем так, "тяжеловесы" из числа предпринимателей и депутатов пошли друг на друга "войной". Какова ваша позиция в этом противостоянии?

− Все такие вопросы должны решаться за столом или в суде. Если какие-то действия неправильные, надо в суд подать или в прокуратуру. И в законном порядке за столом все это должно решаться, а не криками. Те депутаты, которые писали письмо, они все в партии находятся, в свое время они голосовали и шли в народ, говорили, мы будем строить полигон ТБО совместно с ЕБРР, включили этот проект в комплексный план развития города Семей, поддерживали, все хорошо шло. И за одну ночь они говорят: это неправильный проект. Ну это смешно. Это простое лоббирование выходит. Если вы не согласны, подайте в прокуратуру, подайте материалы в финансовую полицию, в суд. Там разберутся. Но ЕБРР – это международный банк. Думаете, они могут пойти на какие-то коррупционные схемы? Нет же. Для них в Европе самое главное – имидж. Они умеют считать не хуже нас. Никогда не позволят себя запятнать такими моментами. А наши взяли… Ну понятно, интриги пошли. Своим депутатам я довел, сказал, вы почитайте – во-первых, народ не вас избрал, а партию. Потом партия из многих выбрала вас. Там вы клялись, что будете принцип партийности сохранять, идти вперед установленным курсом. А за одну ночь вы начали там говорить совсем другое и против своих же однопартийцев большинство пошли против. Так не делается.

− Ну а если они против, что они должны были сделать?

− Уйти из партии. Или обращаться как гражданин, а не как депутат.

Тысячи проблемных моментов есть, тысячи. Но они именно эти почему-то все время поднимают. Вот проблеме Semey Bus уже третий год . В 2019-м году почему сами из городского бюджета не выделили деньги на субсидирование, а выделяете на тех же подрядчиков дополнительные деньги, а работы, результата никакого. Почему здесь не поддержали? Вы, как депутаты, раз открыли такое предприятие, должны проверить же, с водителями переговорить: как у вас работа идет? Они сразу вам сказали бы, что 12-14 часов за баранкой, что два-три часа моют свой автобус. Это нормально? Негде кушать, в автобусе что-то покушал, столовой нет, автомойки нет. В автопарке автомойки нет – это кощунство. 70 автобусов стоят. Почему? Нет обычных ремонтных боксов.

− Насколько я знаю, эту тему некоторые депутаты поднимали и раньше.

− Надо было же требовать, если необходимо. В прошлом году почему не подняли и не выделили из местного бюджета деньги на субсидирование? У города же есть свой бюджет. Из республики, из области сколько денег в прошлом году получили на 175-летие. И без наших там все равно сделано было бы. А из бюджета почему не предусмотрели деньги на это предприятие?

− И что вам отвечают?

− Молчат. Если вы действительно такие люди, которые болеют, почему не болели в прошлом, позапрошлом году? В этом году просто бюджет, например, утвержден. Быстро посмотрели, 500 миллионов мы нашли и выделили. Но там дефолт сделал "БРК Лизинг", мы уже ничем дальше не можем помочь. Сейчас идут судебные тяжбы между Фондом поддержки промышленности. Остается ждать решения суда. Если криками решать, это будет со временем как в Кыргызстане. Кто больше кричит, кто больше шумит… Так не делается. Во всех нормальных странах должны цивилизованно любые вопросы решать.

− Насколько законно работает сейчас второй автопарк?

− Когда 16 апреля нас уведомил Фонд развития промышленности (БРК лизинг), мы уже поняли – они должны были свои автобусы забрать 18 апреля. По закону так и должно было быть. По лизингу, когда вам дают имущество, оно не является вашей собственностью. Лизингодатель может в любое время прийти и забрать в одностороннем порядке. Вам дается 30 дней. Если за 30 дней вы просрочили, на 31-й день они могут спокойно забрать. Это их имущество.

− Почему не забрали?

− Они не отдали и продолжают работать. Почему вывели еще одно предприятие. 16-го уведомили нас, что с 18-го забирают свои автобусы, арестуют, будет коллапс в городе. И по закону я должен сразу принять необходимые меры, чтобы город не остался без автобусных маршрутов. Поэтому я сказал, давайте, кто есть у нас, какие перевозчики, которые имеют достаточный опыт здесь, чтобы до конкурса, который мы объявим для нового подрядчика, временно возили. И он вышел.

− На каком основании он сейчас работает?

− Временный договор до конкурсных процедур мы с ними составили. Теперь нам придется ждать решения суда.

− Давайте поговорим немного о ваших коммуникациях с горожанами. Многим импонирует, что у вас есть аккаунты в соцсетях. Периодически в них появляются посты о вашей работе, а иногда даже ответы на комментарии. Вы сами ведете свои страницы или у вас есть помощники?

− Я сам веду. Вечером или когда нахожу время начинаю отвечать. К сожалению, у меня еще нет пресс-службы, тоже ищу, чтобы действительно пресс-служба как-то вела аккаунт, смотрела, потому что очень много времени тратится, чтобы на все отвечать.

− Иногда бывают комментарии не очень лестные. Как вы на них реагируете, переживаете ли? Вы восприимчивый к критике человек или толстокожий − посмотрели и забыли.

− Нет, не толстокожий. Когда время есть, открываю и между строк стараюсь искать там проблемные моменты. И сразу делаю себе копии, а потом в необходимые отделы отправляю и контролирую, чтобы они это исправляли. С этой точки зрения я считаю соцсети своими помощниками.

Конечно, как у любого человека, у нас есть родители, есть дети, их товарищи, друзья, которые это тоже читают. В этом направлении немножечко некомфортно. Есть такое. Для них. Но они знают, какой я человек, и поэтому они тоже стараются правильно понимать.

− Если судить по аккаунту, то вы всегда в рамках, стараетесь не переходить на эмоции, не употреблять экспрессивных эпитетов, тексты у вас нейтральные. У вас официальный казенный стиль изложения. Вы на самом деле такой или вы себя контролируете все время? Как человека хочется вас узнать. Вы закрытый и не эмоциональный  или вы вынуждены быть таким на работе?

− Есть цитата Абая: "Раз ты выбрал такую работу, ты должен быть готов обрести неисцелимый недуг..." То есть, раз работаешь в таком месте, будь готов получить. А если каждое обращение близко принимать, то можно сгореть, просто сгореть. Так получилось, что я в своей жизни восемь операций перенес, из них пять в полном отключении. Я ценю здоровье, берегу себя для своих близких. Стараюсь контролировать и трезво оценивать и, самое главное, меньше говорить, больше делать, заниматься своей работой, а не в соцсетях за каждым биться.

− Что у вас на первом месте − работа или семья?

− Хочется, чтобы семья была, но на самом деле, получается так, что работа.

− Вы же многодетный отец. У вас сколько детей?

− Семеро. Пять девочек и два мальчика. Младшей − пять лет, старшей – 23, от нее внук родился 16 апреля. Его назвали Алиханом.

− Успеваете семье уделять время с таким-то графиком и со всеми проблемами, которые приходится сейчас решать?

− Я даже внука еще не видел, он в Алматы. Раньше девяти вечера домой приходить не получается. Утром с восьми − работа. Но как бы не устал, стараюсь уделить время супруге. Потому что от того, как я буду общаться с супругой, наши дети со временем такую же семью создадут. Помогаешь супруге – твой сын тоже будет помогать. Супруга тебе помогает − твои дочки тоже будут со временем как их мама. Стараемся, несмотря ни на что, показать своим детям высший пилотаж семейного счастья. Стараюсь меньше смотреть в телефон, потому что, если будешь смотреть, дети тоже будут смотреть. Я больше стараюсь книги, газеты почитать, с детьми пообщаться. Приходится их немножко контролировать, сейчас разные игры детские в Сети могут быть. Незаметно контролирую, без этого нельзя.

Сейчас у нас четверо детей с нами живут, двое дочерей-студенток в Нур-Султане и старшая дочь уже самостоятельная, она в Алматы.

− Супруга сама справляется со всем?

− Да. Супруга не работает, она занимается детьми. Никакая няня не даст той любви, которую даст мама. Так и должно быть. Мужчина должен обеспечить женщину. Не надо, чтобы жена в горячую избу заходила, коня на скаку останавливала. Так делают, потому что мужик пьющий лежит, ни на что не годен. По выходным убегает на рыбалку, на охоту, лишь бы от жены подальше. Неправильно это.

− Вы не разочаровались, что приехали к нам?

− Нет. Раз ты взялся, раз разделся – иди купайся (смеется). О городе Семей я был достаточно осведомлен, работая заместителем, первым заместителем (акима ВКО. – Прим. ред.). Знал, какие проблемы в городе есть. И они подтвердились в принципе. Аким – ты на то и аким, ты должен знать свои проблемы. Составить план, решать. Это доверие я должен оправдать. Поэтому все свои силы и возможности на республиканском и областном уровне мы направляем на решение этих проблем. Мы уже дополнительно около пяти миллиардов на этот год получили. Они пойдут на берегоукрепление, на дороги, на теплоснабжение и так далее. Будем работать. Меньше говорить, больше делать.

В своем интервью Нурымбет Сактаганов также подробно остановился на проблемах, связанных с центральным парком и нарушениями, которые были выявлены в ГКП "Теплокоммунэнерго". Эти материалы мы публиковали ранее и их можно найти здесь (парк) и здесь ("Теплокоммунэнерго"). 

Раушан МУСИНА

Фото: Arnapress.kz

Просмотров (5231)
ТопДок 1