Сейчас ВКО остается единственным регионом, где ограничены внутриобластные перевозки.
Перевозчики Восточного Казахстана оказались на грани банкротства, так как почти год простояли без заказов, передает
И сейчас, когда регион перешел в зеленую зону, возобновить работу им не разрешают. В итоге около тысячи человек остались без заработка.
Перевозчики сетуют, что они не вошли в перечень субъектов бизнеса, пострадавших вследствие пандемии. Обсуждая итоги года, они приходят к выводу, что 2020 год для них выдался самым тяжелым: январь и февраль не работали из-за погодных условий, с марта их закрыли на карантин. В итоге, почти 11 месяцев без работы, с небольшими перерывами.
"В общей сложности у нас было больше 200 сотрудников. Специфика нашего предприятия в том, что мы не только со своими работниками работаем. Только внутриобластных рейсов у нас 103. Если умножить на два – это по два водителя, это 206 водителей еще добавляется к этому. И плюс обслуживающий технический персонал на эти автопарки. То есть где-то около тысячи человек сейчас, можно сказать, без работы", − говорит генеральный директор автовокзала Усть-Каменогорска Алмас Бейсенгазин.
Если первые три-четыре месяца людей еще пытались удержать, выплачивая минимальные зарплаты, дальше пришлось отправить всех в отпуска без содержания. 60 процентов работников уже официально уволились.
Если вдруг сейчас им разрешат перевозки, то восстановить прежние темпы будет очень тяжело. Была надежда на переход в зеленую зону, но и она не оправдалась.
"Красная зона, желтая зона − ладно, это ясно всем было. По всему миру она шла. Теперь мы в зеленой зоне. Никакой от государства помощи, результатов нет. Почему нам работать не дают? Вот этот вопрос нам самим интересен до сих пор. Не можем понять, почему. Самолеты каждый день пять-семь рейсов из Усть-Каменогорска в Алматы летают. Поезда каждый день ходят. Городские автобусы каждый день битком ходят", − размышляет автоперевозчик Ержан Сагатбеков.
А ведь к работе в условиях пандемии они готовились очень тщательно, затратив десятки миллионов тенге. Например, установка дезинфекционных постов обошлась автовокзалу в пять миллионов тенге, а в июне, когда посчастливилось работать полный месяц, трижды в день проводили дезинфекцию, оплачивая спецорганизации по 100 тысяч тенге.
Перевозчики недоумевают: для чего их заставляли принимать все санитарные меры?
В департаменте санэпидконтроля запрет на перевозки объясняют необходимостью ограничить миграцию населения.
"То есть контакты населения между территориями районов области и между территориями сопредельных областей. Потому что вы знаете, что санитарно-эпидемиологическая ситуация нестабильная", − поясняет исполняющий обязанности руководителя ДСЭК ВКО Хамит Елюбаев.
Между тем, страдают не только перевозчики, но и их главные клиенты – социально-незащищенные слои населения. Именно они обычно пользовались автобусами. К примеру, жительница Катон-Карагая Эльмира Исканова рассказала, что поездка в Усть-Каменогорск обошлась ей в 5000 тенге в одну сторону.
"И это в будний день! В праздники еще дороже берут! И, попробуй, найди такси! Билет на автобус был бы в два раза дешевле. Еще и командировочные нам за них оплачивали. А тут приехали сдавать тестирование по работе, а проезд за свой счет. У нас ни поездов, ни самолетов нет. Только такси", − сетует женщина.
"Приходится идти на такси. А такси 2000 берет. Вечером пассажиров нет. Для меня, как пенсионерки, это очень накладно. Я проезжаю если 6000 в неделю − для меня это накладно", − поделилась возмущением жительница Глубоковского района Пелагея Чагаева.
Санэпидемиологи отмечают, что, возможно, изменят постановление после 4 января. Но и это еще не факт. К слову, во всех других регионах сейчас ограничений на движение внутриобластных и даже междугородних автобусов нет.
Фото: 24.kz