Лента новостей

Насколько выросли тарифы на коммунальные услуги для казахстанцев

Насколько выросли тарифы на коммунальные услуги для казахстанцев

Что делает КРЕМ для обеспечения прозрачности деятельности монополистов.

Комитет регулирования естественных монополий МНЭ РК в 2020 году помог казахстанцам сэкономить на оплате за пользование коммунальными услугами (водой, теплом, светом, газом), передает Arnapress.kz со ссылкой на zakon.kz.

Ведомство провело оптимизацию отдельных расходов субъектов естественных монополий, не имеющих приоритетных направлений, а также анализ исполнения тарифных смет и инвестиционных программ более 400 субъектов естественных монополий за 2018 год.

"В результате в начале 2020 года КРЕМ сдержал рост тарифов планового значения в 15,5% до фактического для населения 0,5%. Общая экономия населения составила порядка 27 миллиардов тенге. Также, в связи введением чрезвычайного положения, с 1 апреля на период действия ЧП для населения тарифы снижены в среднем на 7,4% (водоснабжение на 8%, водоотведение на 9,3%, теплоснабжение на 7,6%, электроснабжение на 5%), общая экономия за один месяц составил порядка 1 миллиарда тенге (по сферам: водоснабжение – 145,409 миллионов тенге, водоотведение – 82,371 миллион тенге, теплоснабжение – 344,759 миллионов тенге, электроснабжение – 461,115 миллионов тенге)", – сообщили в КРЕМ.

Кроме того, за нарушение законодательства в сфере естественных монополий Комитетом в 1-м полугодии 2020 года вынесено 59 постановлений по делу об административных правонарушений с наложением штрафов на общую сумму в 173 579 692 тенге.

"В целях повышения прозрачности и доступности всего процесса тарифообразования, проработан вопрос подачи заявки на изменение тарифов субъектов естественных монополий только в электронном формате через информационную базу "Монополист", которая функционирует с 1 января 2019 года", – сообщили в КРЕМ.

Отметим, что с 2015 года в Казахстане внедрена новая тарифная политика предельных долгосрочных тарифов со сроком действия пять и более лет – "Тариф в обмен на инвестиции". Ожидаемый объем инвестиций с переходом на предельные тарифы в период 2015 – 2021 годы в сферах ЖКХ составляет 850 миллиардов тенге.

В свою очередь долгосрочные тарифы, инвестиции требуют контроля со стороны госорганов и потребителей. В этой связи, в целях обеспечения прозрачности процесса тарифообразования внесены поправки в НПА, где закреплены положения, направленные на публичное обсуждение планируемых изменений тарифов и внедрение эффективных механизмов обратной связи с населением (общественный мониторинг исполнения инвестиционных программ путем посещения объектов инфраструктуры ЖКХ представителями МИО, СМИ, НПП "Атамекен", обществ защиты прав потребителей и потребителями; ежеквартальное размещение субъектами естественных монополий (СЕМ) в СМИ хода исполнения инвестиционных программ с приложением фото-, видео материалов; переход СЕМ от ежегодного к полугодовому проведению публичных отчетов перед потребителями; участие общественных объединений в рассмотрении проектов тарифа, инвестиционной программы СЕМ; проведение не реже одного раза в месяц совместно с СЕМ приема потребителей в общественных приемных).

Кроме того, с 2019 года был введен институт совета по тарифной политике, который является консультативно-совещательным органом при министерстве нацэкономики РК. В состав совета входят депутаты парламента РК, представители государственных органов, НПП "Атамекен", общественных объединений, объединений субъектов частного предпринимательства, СЕМ, эксперты и иные заинтересованные лица.

Функциями совета является выработка предложений уполномоченному органу по проектам НПА в сферах СЕМ; содействие в привлечении общественных, научных и иных организаций к участию в реализации гос. политики в сферах СЕМ; заслушивание отчетов об исполнении утвержденных тарифных смет и инвестиционных программ.

"На 2020 год правительством утверждена "Дорожная карта", направленная на обеспечение прозрачности тарифообразования, контроля над целевым использованием средств потребителей субъектами естественной монополий в сфере ЖКХ, а также стимулирование повышения эффективности работы коммунальных служб и формирование у населения экономного отношения к потребляемым ресурсам. В рамках данной "Дорожной карты" также созданы 17 региональных комиссии по вопросам тарифного регулирования в сферах естественной монополий при совете. В состав комиссий вошли депутаты маслихата, представителей территориальных подразделений уполномоченного органа и местных исполнительных органов, НПП "Атамекен", представители общественных объединений и иные заинтересованные лица. Также, организована работа общественных приемных и на постоянной основе проводится анализ поступающих обращений и жалоб, обобщение актуальных проблем, связанных с деятельностью СЕМ и СОЗР", – рассказали в КРЕМ.

Кстати, общественные приемные проводятся в первый вторник каждого месяца в комитете и в его территориальных департаментах. Учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране и мире, общественные приемные проходят в режиме онлайн на официальной страничке КРЕМ в Facebook.

На сегодня территориальными департаментами КРЕМ были проведены более 100 общественных приемных потребителей во всех регионах, где приняли участие более 1000 потребителей. Информация о проведении публичных слушаниях также размещается в социальных сетях и на сайте КРЕМ. На сегодня проведено 126 публичных слушаний, где приняли участие более 2000 человек.

Фото: иллюстративное

Вернуться
Просмотров (3031)