суббота, 22.02.2020
USD/KZT — 319.19EUR/KZT — 339.01RUR/KZT — 5.5
Общество

Семейчан призывают стать наставниками для детей из детдомов

четверг, 13.02.2020
Семейчан призывают стать наставниками для детей из детдомов

Семей стал девятым городом Казахстана, где фонд "Дара" реализует проект "Наставники". Этому проекту уже шесть лет и направлен он на помощь в социализации детей из детских домов и приобретении ими необходимых жизненных навыков. Теперь и у семейчан есть возможность стать участниками этой инициативы – достаточно подать заявку, и вашу кандидатуру рассмотрят в качестве потенциального наставника для ребенка, с которым впоследствии вы сможете делиться своим опытом. В Семее исполнителем проекта стал общественный фонд "Центр семьи". Организация сотрудничает с детским домом № 8. Корреспондент Arnapress.kz побеседовал с психологом фонда Николаем Лылыком и узнал подробности реализации идеи.

– В чем заключается цель проекта "Наставники"?

– В первую очередь, это помощь детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, чтобы они могли раскрыть свой внутренний потенциал и ощутить ту самую необходимую ласку, заботу, которой порой не хватает в стенах детского дома. Основная проблема детей в детских домах – это недостаток подготовленности к самостоятельной жизни. Проект направлен на адаптацию и социализацию ребят, которые выходят из стен детского дома, которым не хватает информационной поддержки, поддержки в виде советов и опыта от старшего поколения.

– В каких направлениях работает проект?

– Первое направление – это индивидуальное наставничество. Участники проекта – дети от 10 лет и старше. Каждому ребенку подбирается индивидуальный наставник. Это взрослый, имеющий опыт в какой-то сфере, имеющий знания, которыми он может поделиться с подрастающим поколением.

Корпоративное наставничество. Здесь роль наставников на себя берут уже организации и компании. Это направление является основой профориентации для ребят. Ребята будут приглашаться корпоративными наставниками в организации, предприятия, где им будут показывать внутреннюю систему работы учреждения, какие-то навыки присваиваться. И в дальнейшем, возможно, эти ребята смогут найти себя в данной профессии и даже в этой организации.

Коуч. Это такое интересное и, может быть, незнакомое для нашего города слово. Коуч – это специалист, который помогает решать личные задачи и приобретать отдельные навыки для ребят. Здесь уже берутся ребята от 14 лет, которые уже выстраивают свои цели на будущее в сфере профессии и в сфере своей самостоятельной жизни.

– Что объединяет все эти направления?

– Все три направления объединяет то, что наставник должен стать ребенку другом, который может дать совет. Ни в коем случае не приветствуется и даже грубо исключается какое-либо спонсорство, какая-либо материальная помощь. Здесь самое главное – это именно советы, поддержка, опыт. Это не только беседы, советы. Наставники будут подготавливать ребят к взрослой жизни в общем.

– Кто может стать наставником проекта?

– Наставник – человек от 25 лет и старше, уже имеющий какой-то опыт. Главное мерить не по возрасту. Если он специалист в какой-то сфере и он стремится чем-то поделиться и подходит по всем тестам, пройдет школу наставников в дальнейшем и в итоге будет выбран наставником, конечно же, мы дадим ему этот шанс. Заявку может подать любой гражданин старше 25 лет, не имеющий судимости, не состоящий нигде на учете, трудящийся и даже пенсионер.

– По какому принципу ребенку подбирается наставник?

– Перед тем, как наладить данную работу, проводится огромное тестирование как с наставниками, так и с ребятами из детского дома. Тестирование, диагностика, беседы, чтобы наладить тесный контакт между парой, и чтобы они подходили друг другу по характеру, по интересам. В первую очередь, наставники проходят анкетирование. В анкете они могут указать какие-то предпочтения по ребенку. Но здесь самое важное, какой выбор стоит за ребенком. Какая-то определенная сфера. Если, допустим, ребенок любит заниматься какой-то экологической деятельностью, любит заниматься с животными, естественно, мы направим такого ребенка в биологический центр или в какое-то предприятие, которое работает с животными. Сначала проверим по характеру, как они состыкуются, и если все идеально в психологическом плане, то направим его на корпоративное наставничество. Если же ребенок замкнутый, неспособный идти на контакт, ему, конечно, будет тяжело в будущем, и будет подобран такой наставник, который сможет его раскрыть. Может быть, это педагог, который уже работал с детьми, или который вырастил своих собственных детей. Наставник нейтрализует какие-то негативные для будущего черты в ребенке и стимулирует его стремления, желания, мечты, чтобы ребенок мог самостоятельно в то же время реализоваться.

– Какие известные, уважаемые в городе личности уже поддержали проект?

– Если говорить без имен, а в плане именно организаций и направлений, то уже  подключились директора учреждений образования, колледжей, крупные бизнесмены, директора предприятий нашего города, педагоги, юристы, программисты, общественные деятели, представители СМИ.

– Какая поддержка будет оказываться паре со стороны фонда во время проекта?

– Курирующие специалисты от фонда "Дара" приедут и проведут обучающую школу наставников, в качестве поддержки на постоянной основе будет работать клуб наставников, где психологи будут оказывать поддержку как для наставника, так и для ребенка, в налаживании контакта, устранении конфликта, разъяснять права и обязанности. Проект на волонтерской основе. Но в то же время сопровождение серьезное.

– Как будут проходить встречи ребенка и наставника, может ли он брать подопечного домой?

– В первую очередь, это встречи в самом детском доме. Начинается все с этого, этап притирки и знакомства. В дальнейшем уже с подписанием надлежащих бумаг, с разрешения детского дома наставник в какой-то момент сможет уже взять ребенка либо по месту работы, либо к себе домой. Познакомить с бытом, с трудовой деятельностью. Какие-то крупные организации, которые могут позволить себе концерты и фестивали, могут приглашать ребят туда, и не только в качестве гостей, но и в качестве помощников организаторов. Наставничество подразумевает постоянный контакт, встречи, конечно, не ежедневные, это определенный промежуток времени, который выделяет наставник и воспитанник детского дома.

– В правилах проекта сказано, что минимальный срок наставничества – два года. Почему именно такой срок и есть ли какой-то максимальный период времени?

– Максимальный срок для нас пока не определен. Но из чего следует минимальный, так это из того, что реализуя проекты, которые чаще всего идут год, мы понимаем, что для решения какого-то вопроса год – это совсем маленький срок. Ни один вопрос невозможно полностью охватить за это время. Потому что любая деятельность нуждается в подкреплении и проверке через какой-то период времени. Два года – это такой срок, когда ребята успеют хорошо притереться друг к другу, могут наладить полный контакт. Ребята постарше уже выпустятся из детского дома, и у них пойдет такой переходный во взрослую жизнь период, когда советы наставников еще пригодятся. А вообще в идеале хотелось бы, чтобы наставники после окончания проекта в дальнейшем сопровождали ребят где-то по телефону, стали друзьями, ходили друг к другу в гости. Разница в возрасте – это не повод терять контакт сразу после окончания проекта.

Проект по всему Казахстану поддерживают известные личности, блогеры, артисты и музыканты. Сейчас общественный фонд "Центр семьи" собирает в Семее заявки на участие. В фонд уже поступило 26 заявок от индивидуальных наставников, а также 15 организаций изъявили желание стать корпоративными наставниками.

Заявку можно подать в офисе ОФ "Центр семьи", который расположен в библиотеке имени Абая по адресу: Абая, 86. Также заявки можно отправлять по электронной почте: semey@nastavniki.kz, ofcentrsemi@mail.ru. За дополнительной информацией можно обращаться по телефонам: 87779779629 – Николай Лылык, 87474292344 – Людмила Асташкина.

Екатерина БОБКО

Фото: Facebook / Людмила Асташкина

Общество

Страницы:
111111